На главную

Известные музыканты хотят легализовать «пиратские» диски, чтобы получать с них авторское вознаграждение
17 декабря 2003

Российские музыканты решили бороться с аудио- и видеопиратами собственными силами. Сегодня группа известных российских исполнителей и продюсеров, среди которых Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, Андрей Тропилло, Артемий Троицкий, обнародует свое письмо-обращение в правительственную комиссию по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности под председательством Михаила Касьянова. Музыканты придумали, как получать авторское вознаграждение даже с пиратов.

Идея заключается в следующем: исполнители предлагают получать авторские отчисления (роялти) с розничных торговцев, независимо от того, продают они легальную или пиратскую продукцию. Авторы письма представляют себе этот процесс так: в момент продажи роялти будут пробиваться отдельной строкой в чеке, а магазины раз в месяц будут направлять отчет по наименованиям и количеству проданных произведений и суммам в адрес специально созданного фонда. Этот фонд, в свою очередь, будет распределять полученные средства между авторами, исполнителями и производителями фонограмм.

- Сейчас только 10 процентов наших пластинок, которые есть в продаже, выпущены легально, - рассказал "Известиям" Андрей Макаревич. - Получается, что мы теряем 90 процентов своего дохода. В России сложилась бредовая ситуация. Во всем мире музыканты получают основной доход с продажи альбомов, а не с концертов. У нас же выпуск дисков - это убыточная часть деятельности, потому что первые две недели продается легальный тираж, а потом он тонет в море пиратских копий. Если с помощью новой системы мы вернем себе пусть не 90, а хотя бы 50 процентов дохода, это уже хорошо.

По словам одного из отцов идеи и продюсера группы "Аквариум" Андрея Тропилло, в прошлом году убытки российских музыкантов от деятельности пиратов составили $150 миллионов. Примерно такая же сумма заявлена в письме в качестве прибыли от введения новой схемы отчисления авторского вознаграждения. Более того, по мнению директора по спецпроектам музыкально-информационного агентства "Кушнир продакшн" Владимира Рудницкого, в выигрыше от введения роялти останется и государство, поскольку оно обладает правами на довольно большой список музыкальных произведений, впервые изданных до начала 1970-х годов. Следовательно, роялти с пиратской продукции по новой схеме должны будут выплачиваться и ему.

Розничные торговцы комментируют это нововведение так.

- Чисто технически здесь нет никаких сложностей, перенастроить кассовый аппарат не проблема, - говорит Евгений Гарбер, владелец нескольких торговых мест на "Горбушке". - Самое главное - как это новшество отразится на цене товара. Опыт показывает, что снижение или увеличение цены примерно на доллар никак не влияет на объемы продаж. Проблемы могут возникнуть, если цена вырастет более серьезно. Но я надеюсь, что в таком случае производители сами снизят цены на готовые диски. Они же понимают, что мы идем в одной упряжке, и если они напечатают тираж, а мы его не продадим, они тоже от этого проиграют.

Однако сами производители считают, что не они играют решающую роль в формировании конечной цены.

- Для заказчика диск стоит всего 25 центов, - говорит президент Некоммерческого партнерства производителей оптических носителей "Диск-Альянс" Игорь Боковцов. - Цена складывается в основном из стоимости прав на данное произведение и интересов тех, кто эти диски потом продает.

По мнению Андрея Тропилло, конечная цена на легальные диски не увеличится. Двадцать процентов авторского гонорара и сейчас присутствуют в их стоимости, просто с введением новой схемы они станут видны покупателю. А вот контрафактная продукция станет на 20 процентов дороже.

Владимир Рудницкий считает, что введение новой схемы отчислений будет способствовать исчезновению самого понятия "пиратская продукция".

- Сейчас легальная и контрафактная продукция по качеству практически не различаются, - говорит он. - Основное их отличие состоит в том, что с легальной пластинки правообладатель получает вознаграждение, а с пиратской - нет. Когда авторские будут платить с обеих пластинок, пиратская продукция фактически перестает быть таковой.

Предполагается, что такая схема также будет эффективно работать в отношении программного обеспечения, компьютерных игр, книг, копий произведений изобразительного искусства - словом, всего того, что охраняется Законом РФ об авторском праве и смежных правах. Контроль за добросовестностью продавцов авторы письма предлагают поручить налоговым органам.

- На основании уже имеющегося опыта можно быть уверенным, что в ближайшее время в России не будет прозрачного рынка интеллектуальной собственности, - считает Артемий Троицкий. - Поэтому необходимо найти компромисс между практически существующим пиратским рынком и интересами правообладателей. Поэтому предлагаемая система роялти - это разумный компромисс в данной ситуации.

Авторы письма считают, что предлагаемая ими схема отчислений должна быть временной мерой - примерно лет на пять, "то есть на переходный период, необходимый для окончательного формирования цивилизованного отечественного рынка аудиовизуальной продукции".

Сейчас письмо подписали около десятка музыкантов и продюсеров, в том числе Борис Гребенщиков, Андрей и Алексей Макаревичи, Андрей Тропилло, Артемий Троицкий, Александр Кутиков, Дмитрий Дибров, Владимир Рекшан, Олег Скрипка, Вячеслав Тюрин. Впрочем, Андрей Тропилло надеется, что, так как письмо имеет статус "открытого", недели за две к нему присоединятся сотни музыкантов.

• Наталья КОНЫГИНА

www.izvestia.ru



Тут и там Скачать mp3
Алексей Чумаков
Музыка: Алексей Чумаков
Слова: Константин Арсенев

Димка-невидимка Скачать mp3
Ассорти
Музыка: Ким Брейтбург
Слова: Карен Кавалерян

Любовь бегущей строкой Скачать mp3
Премьер-министр
Музыка: Тарас Демчук
Слова: Ирина Степанова



© 2005-2020, ОАЗИС. Все права защищены. Продюсер: Евгений Фридлянд      Сделано в студии TVID