Отказ от сверхприбылей "легалов" как панацея от пиратства
18 мая 2006
"Пиратский рынок имеет уверенное превосходство над лицензионной торговлей. Разовые силовые акции в отношении пиратов не оказывают кардинального влияния на сокращение числа их торговых точек. Федеральные и городские органы власти не имеют комплексной программы борьбы с контрафактной аудио-видео продукцией ", - такие выводы сделали эксперты российской Гильдии по развитию аудио- и видеоторговли (ГРАВТ), анализируя рынок пиратской продукции.
По результатам их исследования, продажа пиратских аудио- и видеодисков достигает 80-85%, распространение этой продукции стало столь активным, что, кроме традиционных мест - возле станций метро, в торговых центрах, у ж.д. вокзалов - в последнее время продавать пиратские диски стали в магазинах шаговой доступности. Также увеличилось число Интернет-магазинов, торгующих контрафактными продуктами.
Удивительно, что такие результаты оглашаются после того, как было проведено несколько серьезных проверок точек продажи контрафактной продукции (только за январь-март этого года в России сотрудниками милиции выявлена 1 тысяча 608 преступлений в сфере нарушения авторских и смежных прав, что в три раза больше прошлого года). Почему не происходит кардинальных изменений, какие методы сейчас разрабатываются, и что действительно может иметь пользу?
Недавно панацеей от пиратства правительством было названо постановление о лицензировании производства аудио- и видеопродукции, которое предполагает ужесточение порядка лицензирования производства соответствующих дисков. Именно ужесточение, поскольку в данной сфере лицензирование проводится уже несколько лет. Как ни странно, но постановление выходит в то время, когда в стране в целом проводится политика либерализации и отмены лицензирования различных других видов деятельности. А значит, указывает на заинтересованность государства в данном вопросе.
Новое постановление обязывает, чтобы все производители аудио-визуальной продукции отчитывались перед регулирующим органом Росохранкультуры, которое будет обрабатывать и размещать поступившую информацию на общедоступном сайте. На нем правообладатели смогут узнать, издавалась ли их продукция в этом месяце или нет, на каком заводе это делалось и в каком количестве.
Производители будут получать пятилетнюю лицензию, но только при наличии документов, подтверждающих заказ и право на изготовление определенного тиража. Производитель должен будет указывать свое название и номер лицензии на внутреннем кольце оптического диска, а в штате компании появится работник, ответственный за учет изготовленных экземпляров.
Эксперты рынка утверждают, что вряд ли такой шаг снизит объемы продаваемой в России пиратской продукции. По мнению эксперта инвестиционной компании "ФИНАМ" Александра Корниенко, напротив, лицензирование может несколько увеличить стоимость "белых" товаров, что сделает контрафактную продукцию еще более привлекательной для большинства потребителей. Кроме того, возможны различные нарушения со стороны производителей, например, превышение заявленного тиража.
Производители дисков положительных моментов в таком нововведении также не увидели. Поскольку жесткий контроль над их деятельностью проводился и раньше, теперь добавится только лишняя работа и расходы. Между тем, по мнению многих из них, данный шаг не имеет смысла в борьбе с контрафактом, поскольку проверок "белых" заводов станет больше, а те, что производят контрафакт, так и будут жить припеваючи, тогда как имело бы смысл начать с их уничтожения.
В связи с тем, что данное постановление может просто усложнить работу заводов, выпускающих лицензионную продукцию, а на деятельность нелегальных заводов никак не повлиять, возникает необходимость поиска других путей борьбы с пиратскими продуктами.
В данном случае может быть интересна китайская практика, когда фабрики и торговые точки, производящие и распространяющие пиратскую продукцию, просто закрываются. Кроме того, производство, хранение и распространение пиратской продукции караются как уголовные преступления, тогда как в нашей стране ответственность только предусмотрена (ст.146 "Нарушение авторских и смежных прав", предусматривающая максимальное наказание до 5 лет лишения свободы), но на деле законы реализуются плохо. По пальцам можно пересчитать те случаи, когда кто-то из пиратов был привлечен к уголовной ответственности и получил реальное наказание. В чем здесь проблема?
Во-первых, проблема в том, что для задержания пиратов, доказательства их вины, необходимо увеличить штат сотрудников правоохранительных органов, которые займутся этим. Но для государства найм дополнительной рабочей силы - это существенные расходы на зарплату и обустроиство их рабочего места. Во-вторых, работы одних правоохранительных органов сегодня недостаточно. Без законодательных изменений их деятельность сведется к бессмысленным поискам, особенно, если дело касается западно-американских продуктов. Так, например, изъят диск, по внешним признакам похожий на контрафактный. Он отправляется на экспертизу, где сравнивается с лицензионными образцами. Но, по нашему законодательству, этого не достаточно, что привлечь продавца диска к ответственности.
Нужно доказать, что им было нарушено авторское право, для чего необходимо поднять всю цепочку договоров об авторском праве вплоть до владельца. Это уже не так просто, поскольку договоров, как правило, оказывается большое количество. И дойти до всех компаний, зарегистрированных в разных странах, практически невозможно и никому не нужно, если дело касается обычного лоточного торгаша. Потому такие дела до суда, как правило, и не доходят, заканчиваясь на стадии следствия, потому не выносится и серьезный приговор задержанному за недоказанностью его вины.
Если изменений в законодательстве не произойдет, а правоохранительные структуры обяжут работать серьезнее и жестче в выявлении пиратства, не исключено, что в ряде случаев это приведет только к коррупции. Напуганные продавцы будут давать взятки, чтобы избежать разбирательств, милиционеры брать деньги и закрывать "бессмысленные дела", которые до логического конца довести не удастся, опять же оговорюсь, если не будет изменений в законе. А изменений в нашей долго раскачивающейся законодательной машине, скорее всего, не произойдет еще долго.
Потому пока единственно оправданным остается третий метод борьбы с пиратством, который направлен на снижение производителями цен за лицензионный продукт до стоимости пиратских дисков. Если это будет сделано, качество возьмет верх, и покупатель будет стремиться купить лицензионный диск.
Пиратские DVD-диски сегодня продаются в среднем по 100-120 рублей за штуку, а лицензионный DVD-диск с советскими мультфильмами, например, продается обычно по цене 600 – 700 рублей за штуку.
И долгое время западные правообладатели, которые стремились сохранить средний для себя уровень прибыльности, намеренно давили супервысокими ценами за диски на российские компании, пытаясь вынудить и их удерживать высокий уровень цен. Но пыл пришлось умерить, и цены мировые компании стали снижать. Так, недавно Sony Pictures заявила, что будет продавать такие фильмы, как "Стелс", "Все или ничего", "Колдунья" и другие, по 199 рублей за диск. "Universal Rus" установили розничную цену на новинки студии Universal 150 рублей. Однако все это цены на малоизвестные или "старые" фильмы. Росийские же компании пошли другим путем завладения рынка, приблизив цены на лицензионные диски к стоимости пиратских, благодаря чему не только получили прибыль, но и избежали появления пиратских подделок. Около ста рублей стоил фильм "72 метра", за 200 рублей можно было купить лицензионный с качественным звуком и современным полиграфическим оформлением упаковки фильм "Ночной дозор".
Данные примеры показывают, что реально снижение цен вполне возможно, если те же западные производители чуть-чуть подтянут пояса и не будут накручивать цену на диск на в два-три раза.
Основной фактор ценообразования - стоимость права на производство продукции. В общей сложности, по словам аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртайзина, такие отчисления в среднем составляют до 70%. Точные суммы здесь трудно назвать, поскольку расчеты бывают разными: $1 с диска, оплата за продажу дисков на пять лет, процент с продаж.
Само же производство диска стоит относительно дешево. Так, его изготовление вместе с полиграфией, изготовлением коробочки стоит в среднем около 10-15 рублей, самый дорогой диск в двойной коробочке диск может стоить - 30 рублей. Затем издательство отдает диск в опт по цене в среднем за 75 рублей. Его цена за популярность записанного продукта, актера, новизну может повышать в несколько раз. В эту стоимость закладываются затраты на перевод западного продукта на русский язык, работа программистов, отчисления за авторство. Далее диск поступает в розничную продажу. По словам председателя совета Гильдии по развитию аудио- и видеоторговли Алексея Наумова, для продавца на каждый вложенный в пиратскую продукцию рубль приносит доход – 300%, на вложенный в "лицензию" – 60%.
Умерь свои аппетиты издатели, авторы, продавцы, они смогли бы и побороть пиратство, и заработать не меньшие деньги на продаже большего количества дисков, понятно ведь, что за 900 рублей купит товар намного меньше желающих, нежели за 150 рублей или за 100.
Очевидно, что в создавшейся ситуации, когда законы в России не могут в достаточной мере урегулировать положение, правоохранительные органы не могут наказать по заслугам, в борьбе с пиратством остаются только экономические механизмы, которые направлены на снижение цены за продукт.
www.nakanune.ru